+7(985)492-28-55
zakaz@belglad.ru

Автор статьи: Гордиенко Дарья

Опубликовано в журнале: Монастырскiй вѣстникъ N. 4 (16) /Апрель 2015


Реальность смерти Спасителя считается одним из доказательств подлинности воспринятого Им человечества, а значит, и его воскресение прямо связано с родом человеческим. Именно поэтому вынос плащаницы с изображением погребенного Христа стал важнейшей частью богослужения страстной пятницы.


pogrebenie 3 Христос во гробе с ангелами, держащими рипиды. Москва XVвек. Место хранения: Новгородский государственный объединенный музеи-заповедник
Плащаница. XIII век. Монастырь Крушедол.
Место хранения: Музей Сербской Православной Церкви
Христос во гробе с ангелами, держащими рипиды.
Москва XV век. 
Место хранения: Новгородский государственный объединенный музеи-заповедник

Ассоциации с воскрешением Лазаря

Самое древнее свидетельство о ношении плащаницы относится ко времени Константинопольского Патриарха Афанасия Первого (1289 -1293). В воззваниях к народу и послании к императору Патриарх приглашает «поприсутствовать на погребении Спасителя».

Христос изображен спеленатым в виде мумии, что было явно рассчитано на ассоциации с иконографией воскрешения Лазаря Праведные Иосиф и Никодим вносят в пещеру гроба Тело Христа

Импульсом к возникновению иконографии на тему «Погребения Господня» стала полемика с иконоборцами, совпавшая со временем сложения основных текстов Страстных служб. Именно в служебных текстах впервые появляется иллюстрация сцены положения во гроб Тела Христа, а к IX-XI векам формируется первый вариант иконографии, названный «Несение во гроб».

Так на миниатюре из Хлудовской Псалтири (фото 1) (ок. 830 г., Государственный исторический музей) показано, как праведные Иосиф и Никодим вносят в пещеру гроба Тело Христа. На данном этапе становления иконографии Христос изображен спеленатым в виде мумии, что было явно рассчитано на ассоциации с иконографией воскрешения Лазаря (фото 2), понимавшейся как прообраз смерти и воскресения Господня. Об этом свидетельствуют катакомбные фрески и тексты службы Лазаревой субботы.

Иконография «Несения во гроб», изначально опиравшаяся лишь на Евангельское повествование, постепенно расширяется. Большое влияние на нее оказал канон «О распятии Господне на плач Пресвятой Богородицы» Симеона Логофета (940 г.), входящий в состав Повечерия Страстной Пятницы. В сцене погребения Господа появляется фигура Богоматери, и вскоре Ей начинает отводиться все более значимая роль в композиции, а Иосиф и Никодим смещаются на задний план. На миниатюре грузинско-греческой рукописи конца XV века (Российская национальная библиотека) Богоматерь держит голову Христа на коленях, скорбно склонившись над Ним.

Тема материнского плача

Оставаясь иллюстративно-повествовательной, описанная выше иконография послужила источником возникновения отдельного изображения «Христа во гробе». К примеру, на миниатюре из Трапезундского Евангелия (X век, Российская национальная библиотека) в верхней части изображено несение Христа, а в нижней — «Христос во гробе» и подле гроба Дева Мария.

В XI —XIII веках тема материнского плача, введенная гимнографией и проповедями, ляжет в основу еще одной изобразительной формы. Традиционно в сцене, названной «Оплакивание», Богоматерь стоит позади фигуры Христа и припадает к обнаженному и простертому на плащанице телу Сына. Важной причиной перехода к изображению нагого тела Христа в «Оплакивании» стала необходимость еще одного свидетельства об истинности Его человечества, выраженного средствами искусства. Также эта иконография несет в себе дополнительный евхаристический смысл («Тело, ломимое за вы»).

Часто в композицию включена фигура апостола Иоанна Богослова, приклоняющегося к ногам Спасителя. В «Слове» святителя Георгия Никомидийского содержится первое письменное указание на присутствие святого Иоанна Богослова при погребении, что оправдывает его появление в иконографии.

Примерно с XIII века складывается иконография «Погребения Господня» на плащаницах. На самой ранней из известных плащаниц фигура Христа изображена со сложенными ниже груди руками, лежащими поверх расшитого орнаментом покрова, закрывающего Тело по колени. По сторонам два шестикрылых серафима и три ангела (плащаница Милути Уреши, Музей Сербской Православной Церкви, Белград). Подобная трактовка иконографии относится к так называемой гимнографической редакции, так как основана на песнопениях Великой Субботы.


Оплакивание Христа. Плащаница. 1598 год <br />Место хранения: Государственный исторический музей. Москва Оплакивание Христа. Плащаница. 1599 год. Греция <br />Место хранения: Музей Бенаки. Греция. Афины
Оплакивание Христа. Плащаница. 1598 год
Место хранения: Государственный исторический музей. Москва
Оплакивание Христа. Плащаница. 1599 год. Греция
Место хранения: Музей Бенаки. Греция. Афины

Мотив евхаристической жертвы

Существует также литургическая редакция иконографии плащаниц, ранний пример которой происходит из церкви святого Климента в Охриде (ок. 1295 г.). Особенна она тем, что Тело Христа имеет меньший масштаб и лежит на саркофаге, покрытом узорчатой тканью, возле которого стоят два ангела с рипидами в руках, в углах — отделенные округлым бордюром символы евангелистов. В данном типе изображения акцент смещается с самого погребения к теме Небесной литургии и евхаристической жертвы, так как сам саркофаг воспринимается как жертвенный алтарь.

Существует также иконография плащаниц исторической редакции, которая возникает с конца XIV века. Наиболее ранний ее вариант происходит из монастыря Козиа (1395—1396 гг., хранится в Бухаресте). Сложившаяся композиция дополняется сценами из «Оплакивания»: припавшей к умершему Сыну Богоматери, обхватившей Его Тело, и низко склонившегося апостола Иоанна Богослова, за которым стоят обращенные к центру четыре ангела.

Своеобразным вариантом исторической редакции стала плащаница из ризницы монастыря Хиландар на Афоне (конец XV века). Кроме крупных фигур евангелистов, херувимов и серафимов и четырех маленьких фигурок парящих ангелов вверху, за саркофагом с Телом Христа изображен Голгофский крест, по сторонам которого расположены фигуры скорбящих жен-мироносиц, Богоматери и Иоанна Богослова.


Причащение апостолов (Евхаристия). Христос в окружении ангельских сил. Святая плащаница (Epitaphios). 1300—1320 годы. Византия. Место хранения: Музей византийской культуры. Греция. Салоники
Причащение апостолов (Евхаристия). Христос в окружении ангельских сил.
Святая плащаница (Epitaphios). 1300—1320 годы. Византия. Место хранения: Музей византийской культуры. Греция. Салоники

Основа московских плащаниц

В первой трети XV века становится преобладающей новая иконографическая схема. У изголовья умершего Христа сидит скорбящая Богоматерь, а Иоанн Богослов касается Его ног; ангелы предстоят или показаны коленопреклоненными, с рипидами в руках; в верхней части — олицетворение Солнца и Луны и летящие плачущие ангелы; над саркофагом — киворий с лампадой; в углах — символы евангелистов. Такая схема используется на плащанице митрополита Фотия (XV — XVI вв., церковь Вознесения в Коломенском). Именно эта схема легла в основы московских плащаниц, которые в большом количестве создаются целой плеядой мастеров в середине XV века.

Несмотря на различные вариации и иконографические типы, главная идея изображения «Погребения Господня» на миниатюре, стенописи и, в первую очередь, на плащанице — это возможность верующего, восходя от образа к Первообразу, стать причастным крестному пути Спасителя, быть свидетелем Его Воскресения и самому воскреснуть для жизни вечной в Царстве Небесном.